Ответ эксперта
8 декабря 2009
Ответ на данный вопрос подготовлен совместно со студенткой Юридического института Сибирского федерального университета Подлобниковой Еленой Васильевной.
Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные конституционные законы (далее - ФКЗ) принимаются только по предметам ведения Российской Федерации, которые перечислены в ст. 71 Конституции. Это первое и, пожалуй, главное ограничение сфер жизнедеятельности, которые могут регулироваться ФКЗ.
Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Действительно, в ряде норм Конституции закреплено, что в таком-то и таком случае следует принимать ФКЗ.
Например, именно ФКЗ по Конституции подлежат принятию для определения (регулирования):
— условий и порядка введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях (ст. 56, 88 Конституции);
— порядка принятия в Российскую Федерацию или образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 65, 66, 137);
— государственных символах Российской Федерации, их описания и порядка официального использования (ст. 70);
— референдума (ст. 84);
— режима военного положения (ст. 87);
— статуса Уполномоченного по правам человека (ст. 103);
— порядка деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114);
— судебной системы (в целом) (ст. 118)
— полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128)
— статуса Конституционного Собрания (ст. 135).
— изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, (в этом случае принимается ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации) (ст. 137).
Исходя уже из этого списка, можно сделать вывод, что на настоящий момент приняты далеко не все ФКЗ. В частности, до сих пор нет ФКЗ о статусе Конституционного Собрания РФ, о полномочиях порядке образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции, за исключением Верховного Суда РФ и военных судов.
По вопросу о том, является открытым или закрытым перечень ФКЗ в литературе есть 2 противоположных подхода:
1) Узкий (формальный) — перечень закрыт, ч. 1 ст. 108 понимается так: написано в конкретной статье Конституции, что по такому-то вопросу нужен ФКЗ, принимаем его. В иных случаях нет.
2) Широкий — перечень открыт, а статьи Конституции РФ, якобы закрепляющие реестр ФКЗ, на самом деле формируют обязательный минимум для законодателя (по этим вопросам он ОБЯЗАН принять ФКЗ, а по иным, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ) — вправе, если сочтет это необходимым.
Более приемлемым и гибким видится второй подход, т.к. при формальном подходе закрытый перечень ФКЗ оставляет за бортом регулирования ФКЗ как органическими по своей сути законами, многие сферы регулирования, имеющие по своему характеру конституционный характер в сфере исключительного ведения РФ.
Кроме того, перечень ФКЗ точно нельзя назвать исчерпывающим еще по одной простой причине — может быть принято хоть тысяча и один ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (см. ст. 137 Конституции).
Источник: faq.pravo.ru