«Вместо предъявления заявленного Вами требования к продавцу Вы вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы (п. 3 ст. 18 Закона РФ „О защите прав потребителей“).» Значит ли это, что если у меня во время срока эксплуатации сломался ноутбук. то я могу получить назад уплаченные деньги за товар?

Ответ эксперта

20 сентября 2011

Постановлением Правительства от 13 мая 1997 г. N 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» персональные компьютеры с периферийными устройствами отнесены к технически сложным товарам. Ноутбук является переносным персональным компьютером. В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ некачественный ноутбук подлежит возврату в случае обнаружения в нем существенного недостатка. На основании положений ст. 475 ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» ноутбук подлежит возврату с возвращением уплаченной за него суммы покупателю, если недостаток является существенным (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).

Согласно ст. 19 Закона о защите прав потребителей (далее — Закон) Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Если предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (таким образом, обязанность по доказыванию ложится на покупателя).

Если с момента покупки прошло более 2 лет, то изготовителю модно предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков, если такие недостатки существенны и обнаружены в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы... (п. 6 ст. 19 Закона). Если в 20-дневный срок изготовитель не удовлетворяет требование, потребитель вправе предъявить изготовителю иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 или возвратить товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. 

1)    Таким образом, если недостаток является существенным и обнаружен в течение гарантийного срока – потребитель имеет право на возврат стоимости ноутбука, при этом ответчик (продавец либо изготовитель) обязан доказать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

2)     Если недостаток является существенным и обнаружен по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет – потребитель имеет право на возврат стоимости ноутбука, при этом потребитель обязан доказать, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

3)  Если недостаток является существенным и обнаружен по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы — потребитель имеет право на возврат стоимости ноутбука только в случае, когда изготовитель не устраняет недостаток в течение 20 дней.

Источник: faq.pravo.ru